четверг, 23 июля 2020 г.

Если Ваш ребёнок готовится осваивать письмо

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Если Ваш ребёнок готовится осваивать письмо, Вам важно иметь представление о том, что такое фонематический слух и фонематическое восприятие. Вам важно убедиться, что фонематический слух чада развит, и содействовать развитию фонематического восприятия будущего первоклассника.
Оказывается, слух бывает "обычный" - физический. И "необычный", речевой - тот, что тесно связан со способностью ребёнка понимать обращённую к нему речь и помогает ему самому  освоить говорение. Речевой слух и речеслуховое восприятие – важное явление  для овладения не только устной речью, но и письмом.
Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») – это способность слышать и распознавать речевые звуки .Он "запрограммирован" в человеке с рождения и позволяет определять конкретный звук, различать похожие звуки родного языка (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие) и слова, похожие по звуковому в составу (мышка — мишка, роса — роза). Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам.
Фонематическое восприятие - это способность отслеживать поток звуков и осознавать его: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове. То есть, фонематическое восприятие реализуется в умственных действиях, которым ребёнка важно обучить
Оба этих процесса тесно связаны с речеслуховым вниманием и памятью.
Только ребёнок с совершенным фонематическим слухом и развитым фонематическим восприятием сможет успешно освоить в школе письмо (особенно диктанты и записи по памяти) и будет абсолютно грамотен. Иначе - появится проблема "как слышу, так пишу; не дослышу - не напишу".
Именно поэтому предлагаю Вам конкретные логопедические задания и простые игры на лето, способные натренировать речеслуховые возможности дошкольников.

Развитие слухового и речеслухового внимания.

«Что слышишь?» - ребёнку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора, выделить и назвать каждый.
«Что я делаю?» - ребёнок с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяет действие, производимое взрослым.
«Угадай, чей голосок?» - ребёнка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
«Угадай, на чем играют?» - ребёнка знакомят со звучащими игрушками, затем дети по очереди отворачиваются и угадывают, какая игрушка звучит.
"Телеграфист" - взрослый отхлопывает или отстукивает доступный для ребёнка ритмический рисунок и просит повторить, после чего можно сообщить вслух "Телеграмму принял!"



Развитие фонематического слуха.

Ло
Логопедические задания для старшего дошкольника.

Игры



"Все слова со звука С (или др.): Игроки по очереди называют все слова на заданный звук в начале. Проиграл тот, кто не смог придумать очередное слово.
"Игра в слова", "Города" и т.п.: Игроки по очереди продолжают цепочки слов, где последняя буква предыдущего является первой буквой последующего.
«Подбери словечко»
В лесу - ….(мишка)   В норке -  ….(мышка)
У девочки …(батон, бутон).
У папы …(плетка, пленка).
У мальчика …(бинт, винт).
 «Исправь Незнайку»
Что скатали мы зимой: это гном?
Что построили с тобой: это сом?
На крючок в реке попался…ком?
Может все, хоть ростом мал, …дом?
«Подбери картинку»: где лук, а где сук?
Лук – сук,
булка – белка,
удочка – уточка,
ночь – дочь,

сова – софа ….
"Послушай и определи": 
(В каком слове из пары первый согласный звук звучит твёрдо, в каком - мягко?)


Развитие фонематического восприятия.

Игры
Л
"Сколько звуков знает эхо?" ("Повтори и посчитай"): 
у, уа, аоу, аоуы, аоус, ап, апа, спа, апак, капа, капас; 
(затем можно поменяться ролями и позволить ребёнку самому придумать сочетания из заданного количества звуков от 2 до 4-5 для повторения взрослым или поиграть в игру "Чьё эхо длиннее", наращивая и подсчитывая количество звуков в цепочке для повторения без ошибок).                    
«Зоркий глаз»: Найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове (начало-середина-конец).
"Составь слово из звуков" (д.о.м., к.о.т., у.т.к.а., с.т.о.л., в.а.з.а.)
"Какое слово длиннее?": Рак или раки? Кот или кошка? Мак или гамак? Ум или сумка? 
 Сколько звуков в слове ты найдёшь, перечисли по порядку.
"Скажи наоборот": АУ - (УА), ИО - (ОИ), УЫ - (ЫУ);
                                    П,А - (А,П); С,О - (О,С); Л,У - (У,Л);
                                    МО - (ОМ), ТЫ - (ЫТ), НУ - (УН);
                                    СОН (С,О,Н) -          , КОТ -              . 
"Шифровка по первым звукам"

"Сколько слов услышишь?": б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр); р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак).


среда, 15 апреля 2020 г.

Учитель-логопед дистанционно:

Хочу предложить взрослым вместе с детьми познакомиться с темой
 "Гласные второго ряда"
 и раскрыть несколько секретов.

     Для воспитанников подготовительной группы № 6 я разработала этот материал в рамках подготовки к обучению грамоте. Звуки и буквы, обозначающие их, мы изучаем каждую неделю. Развиваем функции речевого слуха и формируем навыки звукового анализа.


Итак, начинаем Занятие №1 по теме. 

Переход по ссылке «Гласные второго ряда»! 


Для закрепления материала занятия скачивайте и смотрите учебную презентацию по ссылке. (Использована разработка автора "Анна Андреевна" с сайта https://nsportal.ru)

                                      Занятие № 2
       Переход по ссылке "Гласные второго ряда.  Буква Я." 

Для закрепления материала занятия печатайте и заполняйте страничку прописей с буквой Я по ссылке.


                            Занятие № 3
       Переход по ссылке  "Гласные второго ряда. Буква Е."
Для закрепления материала занятия печатайте и заполняйте страничку прописей с буквой Е по ссылке.


                             Занятие № 4
       Следующую букву и её значение изучаем с помощью презентации. Для работы важно скачать её по ссылке "Гласные второго ряда. Буква Ё."

Для закрепления материала занятия печатайте и заполняйте страничку прописей с буквой Ё по ссылке.


                           Занятие № 5
       Следующую букву и её значение изучаем с помощью презентации. Для работы важно скачать её по ссылке "Гласные второго ряда. Буква Ю."


Для закрепления материала занятия печатайте и заполняйте страничку прописей с буквой Ю по ссылке.


понедельник, 6 апреля 2020 г.

Учитель-логопед дистанционно:

родителям воспитанников групп №№ 5, 6, посещающих занятия Синяковой Марии Валерьевны.


Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, заинтересованные в сохранении результатов,  достигнутых Вашими дочками-сыночками, внучками и внуками в работе над произношением звуков.

Предлагаю Вам на время вынужденной самоизоляции самостоятельно заняться логопедическими тренировками с Вашими детьми. 

Использовать для этого можно ряд пособий, уже знакомых моим подопечным и Вам по занятиям и прежним домашним заданиям. Здесь ссылка на мою КОПИЛКУ. (Внимание, ниже будет вторая, на интересные материалы сайта "Школьный логопед".)

Как сориентироваться в папке "Материалы для работы над звукопроизношением дома"?
1) По тетрадям с домашними заданиями вспомнить, над каким звуком мы дружно работали до "карантина".

2) Найти в папке "Материалы для работы над звукопроизношением дома" папку с материалами на нужный звук: Р-рь и Л-ль; шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч); свистящие (С-сь, З-зь, Ц).

 Просмотреть книги из этой папки и выбрать для работы подходящую в соответствии с подсказками учителя-логопеда:
Вне папок - общая книга:
- Книга Богомоловой "Логопедическое пособие для занятий с детьми" подходит на все случаи: в ней есть материал на все группы звуков, расположенный от простого к сложному; от слогов к словам с этими слогами и далее к предложениям и текстам.
Есть здесь и упражнения на различение (дифференциацию) спутанных звуков. Нужно лишь внимательно посмотреть содержание. 
 В папках по группам звуков:
- В альбомах Комаровой удобно расписана работа над звуками. Ступенчато, начиная с артикуляционной гимнастики и слоговых разминок. Далее идут картинки со звуками в начале, затем в середине, затем в конце слова. После отработки звука в слогах, словах предлагаются игры, где нужно произносить звук в словосочетаниях и предложениях.
Работу с альбомами этого автора выбираем, если ребёнок неуверенно или с усилием произносит  звук в каких-либо позициях в слове.
Для работы с названиями предметных картинок годятся и книги Новоторцевой.

- Если ребёнок спокойно произносит изучаемый звук в словах с разными типами слогов, можно работать с книгами авторов Баскакиной и Лынской.

- Если мальчик или девочка легко произносят изучаемый звук в предложении под Вашим контролем, но сами забывают следить за звуком, то работаем над предложением и текстом по пособиям Баскакиной-Лынской (лёгкие), Соколовой (посложнее), Новоторцевой (стихи) и Ткаченко (рассказы).

3) Папка "Различение смешиваемых звуков" содержит только одну книжку с подбором слогов - слов - предложений со смешиваемыми звуками (например, для тех, кто путает С-Ш, Р-Л, Л-В и др. звуки)
Основные правила работы по закреплению звуков:
1. Начинаем с малого -  со слогов - и определяем, что ребёнку доступно, удобно или немного трудно. Над "немного трудно" и работаем, разгоняясь с лёгкого.
2. Не торопимся в произношении, трудные случаи проговариваем медленно, пропеваем.
3. Всегда показываем образец проговаривания ребёнку и даём опору в самоконтроле - зеркало.
4. Повторяем то, что "немного трудно" много раз, чтобы становилось всё легче.

Чтобы не было скучно читать, можно и поиграть с картинками, сказками-связками на сайте "Школьный логопед"

- научитесь работать со сказками-связками здесь: http://logoped18.ru/logopedist/korrektsionnaya-rabota-pri-narushenii-zvukoproiznosheniya.php

- закрепляйте звуки в предложениях и текстах, составляя их по картинкам, здесь: http://logoped18.ru/logopedist/logopedicheskiye-skazki.php 

- используйте мнемотаблицы к чистоговоркам по звукам здесь: http://logoped18.ru/logopedist/avtomatizatsiya-zvuka.php

- различайте С-Ш в чистоговорках с опорой на мнемотаблицы здесь:http://logoped18.ru/logopedist/mnemotablitsy-avtomatizatsiya-ssh.php

понедельник, 23 марта 2020 г.

О муниципальном конкурсе чтецов.

Уважаемые коллеги и родители!

Мы все дружно готовились к ежегодному муниципальному конкурсу чтецов, получающих логопедическое сопровождение в муниципальных образовательных организациях СГО.

Финал  должен был состояться в ЦДТ  в тёплые весенние деньки:Тема     «Моя малая Родина» - 8 апреля в 9.00
 Тема     «К 75-летию Победы» - 9 апреля в 9.00


К сожалению, по распоряжению директора ЦДТ, все мероприятия до 12 апреля 2020 года отменены. Причина - карантин как мера предотвращения распространения заболеваемости коронавирусом. 

Финал нашего конкурса в назначенные даты не состоится.

Мы продолжаем принимать заявки от МОО и материалы к детским выступлениям в надежде, на то, что Конкурс всё же состоится в более поздний срок, о котором будет сообщено отдельно.


Ждём добрых новостей, желаем друг другу здоровья! 




понедельник, 17 февраля 2020 г.

Замечательное пособие по обучению языковому анализу.


Уважаемые коллеги и родители! 

Хочу поделиться с вами информацией и рекомендовать пособие, которое является методически наиболее грамотным из всех, с чем мне приходилось сталкиваться как учителю-логопеду.

Это  конструктор из серии ТИКО, который решает несколько задач:

- закрепляет представления о характеристиках звуков нашей речи (языка),
- помогает сформировать у дошкольников и младших школьников правильное представление о звуковом составе слов,
- моделирует программу высказывания на уровне слова, 
- формирует связи звуков с буквами,
- наглядно помогает обучить ребёнка звуковому и звуко-буквенному анализу,
- способствует обучению грамоте,
- развивает операции анализа и синтеза на речевом (языковом) материале,
- развивает мелкую моторику.


Познакомиться с пособием и методикой его применения вы можете здесь






среда, 22 января 2020 г.

Финал конкурса профессионального мастерства учителей-логопедов и учителей-дефектологов СГО

18 декабря 2019 года состоялся финал профессионального конкурса в рамках нашего ГМО.

Поздравляем победителей и призёров!

В номинации "Лучший учитель-логопед":

Диплом I степени - Гарифуллина Наталья Васильевна, учитель-логопед МБДОУ № 33 "Веснушки"
Диплом II степени - Евстратова Елена Анатольевна, учитель-логопед МАДОУ № 38 "Ёлочка"
Диплом III степени - Буцая Галина Александровна, учитель-логопед МАОУ СОШ № 1 "Полифорум"
В номинации "Лучший учитель-дефектолог":

Диплом I степени - Татьяна Владимировна Манолаки, учитель-логопед филиала МАДОУ  № 49 «Радуга» - детского сада № 5 «Ручеек»

                                                  "Лучший молодой специалист"
Замятина Ольга Александровна, учитель-логопед филиала  МБОУ СОШ №23 – детского сада №22 «Лесовичок»

ПОЗДРАВЛЯЕМ КОЛЛЕГ!!!